Финансы и кредит,
31 октября 2011 г.
Особенности страхования объектов современного артрынка 4939 просмотров
В статье рассмотрена тенденция повышения инвестиционной привлекательности предметов искусства в контексте развития мирового артрынка, актуализирующая повышение роли страхования объектов артрынка как инструмента, позволяющего минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков всех участников. Представлены результаты анализа российской и зарубежных систем страхования предметов искусства.
В конец XX - начале XXI в. началось стремительное развитие артрынка: спрос на предметы искусства возрастает и у отечественных, и у иностранных покупателей. Расширяется и развивается инфраструктура артрынка. В настоящее время артрынок, схожий с традиционным финансовым рынком, интересен как сфера выгодного инвестирования: художник - эмитент, выставка - эмиссия, произведение искусства - пакет акций. Предметы искусства как актив на современном рынке характеризуются большей доходностью (до 15-20% в год) и все чаще рассматриваются в качестве эффективного инструмента инвестирования средств граждан и юридических лиц. Мировой экономический кризис, пик которого пришелся на 2008 г., показал, что инвестиции в произведения искусства являются реальной возможностью сохранения и приумножения капитала в отличие от популярной недвижимости и предметов роскоши, сильно упавших в цене в тот же период [1]. Аналитики отмечают, что в настоящее время все больше культурных ценностей выводится в оборот [2]: они выступают объектами купли-продажи и аренды, что позволяет собственнику получать доходы, становятся предметом залога, вносятся в качестве вкладов в уставные капиталы обществ. На этом основании у владельцев культурных ценностей и посредников начинает формироваться устойчивый интерес к страхованию объектов артрынка как инструменту, позволяющему минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков. Страхование произведений искусства включает: - страхование имущества от рисков утраты или повреждения в результате природных факторов и противоправных действий третьих лиц; - титульное страхование, связанное с рисками утраты права собственности (риск реституции); - страхование финансовых рисков, возникающих вследствие потери дохода. Комплексная страховая защита произведений искусства должна покрывать риски и защищать имущественные интересы всех участников рынка произведений искусства. Каждому из участников необходимо страховое покрытие, адекватное содержанию рисков, связанных с особенностью их деятельности. Классификация рисков, возникающих в процессе оборота и хранения произведений искусства, в зависимости от источника возникновения рисков и особенностей предмета страхования, представлена в табл. 1. Объем российского рынка страхования произведений искусства в настоящее время незначителен и составляет, по приблизительным оценкам экспертов, от 700 тыс. до 1 млн долл. в год [3]. В целом отечественный рынок современного искусства оценивается в 5-10 млн долл., а антикварного - в 1,5 млрд долл. [5]. Но это лишь небольшая часть того, что потенциально подлежит страхованию. Реальные масштабы российского артрынка скрыты в запасах частных коллекционеров, находящихся в тени. Хотя именно они составляют потенциальный объем рынка страхования произведений искусства. Соответствующие страховые полисы приобретают в основном государственные музеи и выставочные комплексы, экспонирующие предметы искусства, принадлежащие им или арендуемые. Великобритания, ФРГ и США собирают более половины мировой страховой премии, тогда как на долю России в настоящее время приходится не более 3 % от этой суммы. Высокие темпы развития и наибольшая концентрация объемов страхования произведений искусства отмечены в США, Германии и Великобритании. Системы страхования произведений искусства, существующие в этих странах, в целом идентичны и организованы с учетом специфики объектов страхования. В качестве объектов страхования выступают музейные коллекции, частные коллекции и коммерческий сектор, включающий корпоративные коллекции произведений искусства и профессиональных артдилеров. Основное количество договоров страхования в развитых странах приходится на долю коммерческого сектора, т.е. крупных банков и корпораций, коммерческих галерей и аукционных домов. Исходя из потребностей этой категории страхователей, зарубежные страховщики разработали оптимальные условия страхования произведений искусства, включающие в страховое покрытие все возможные риски, связанные со страхованием произведений искусства. Самые распространенные системы страхования произведений искусства в развитых странах представлены на рисунке. (см. печатную версию) Наиболее популярна в развитых странах система страхования "от стены до стены" ("wall to wall"), которая применяется в период выездных экспозиций произведений искусства. Страховая защита начинает действовать в тот момент, когда картина снимается со стены (т. е. с момента изъятия экспоната с места его постоянного хранения), и распространяется на весь период выставки, вплоть до возвращения на место первоначального хранения. В этом случае страховым покрытием "с ответственностью за все риски" защищаются абсолютно все передвижения экспонатов, в том числе монтаж, упаковка, предварительное и промежуточное складирование. В свою очередь, страхуя чужие риски, страховая компания стремится минимизировать свои, предусматривая в страховых договорах обязанность клиента обеспечить упаковку и распаковку груза специально подготовленными упаковщиками. Это могут быть как сотрудники страхователя (работники музея, галереи), так и нанятые мастера упаковочного дела. При страховании крупных корпоративных коллекций и музейных собраний применяется "страхование при первом риске", предназначенное для наиболее ценных и дорогостоящих предметов коллекций. При этом используются два типа страхового покрытия: - покрытие "по перечню" ("itemized coverage"); - "общее покрытие" ("blaket coverage"). При покрытии "по перечню" в страховом полисе указывается перечень произведений искусства с указанием страховой стоимости каждого предмета, страховая сумма определяется путем сложения стоимости каждого указанного в списке предмета. В случае "общего покрытия" возможно заключение договора страхования без предоставления документов, удостоверяющих стоимость каждого предмета. Договор оформляется не на полную стоимость имущества, а лишь на ее часть, при этом оговаривается значительное снижение страховой премии. Западные страховые организации, специализирующиеся на страховании произведений искусства, взаимодействуют с многопрофильными группами специалистов: искусствоведами, технологами, реставраторами, юристами, оценщиками, а также со специалистами в области безопасности, логистики, перевозки и упаковки произведений искусства. Кроме того, они предлагают ряд сопутствующих страхованию дополнительных услуг: - упаковка и перевозка произведений искусства; - оценка их стоимости; - риск-менеджмент; - консультации по реставрации и ситуации на рынке произведений искусств и пр. Накопленный опыт в комплексном решении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением произведениями искусства, позволил этим компаниям занять ведущие позиции на мировом рынке страхования произведений искусства. Лидерами являются компании: АХА Art (43,8 % мировой премии по страхованию произведений искусства), AIG, Chubb, Lloyd’s и Hiscox [4]. Системы страхования предметов искусства в России и за рубежом сильно отличаются. В практике иностранных страховщиков существуют специальные типовые правила страхования произведений искусства, в которых отражен основной объем страхового покрытия. В России же до недавнего времени страховые компании не выделяли страхование художественных ценностей в самостоятельный вид услуг, страхуя их в составе имущества. Страхование произведений искусства осуществлялось большинством российских страховщиков по принятым в компаниях общим правилам и договорам имущественного страхования, которые изначально разрабатывались для страхования домашней утвари, офисной техники и товара на складе. Это предоставляло владельцу произведения минимальную защиту от возможных рисков. Однако при этом налагало на него дополнительные обязанности по обеспечению сохранности имущества и оказывало негативное влияние на стоимость страхования (например, если страховой тариф для обычного имущества составляет в среднем 0,25-1,5%, то ценное имущество страхуется по более высокой ставке - 1,5-2% от стоимости имущества в год). Такие договоры, заключенные на стандартных условиях имущественного страхования, не учитывают специфики объектов страхования и не покрывают многих из наиболее вероятных рисков страхователей [3]. В настоящее время некоторые из российских страховых компаний усовершенствовали правила и процедуры страхования произведений искусства с учетом перечисленных рисков, разработав и утвердив специальные правила и формы договоров (полисов) для страхования произведений искусства. В России их страхуют такие компании, как Ингосстрах, Ренессанс Страхование, РЕСО-Гарантия, а также компания "Марш". Спрос на страховую защиту произведений искусства со стороны государства формируется исключительно за счет обязательного страхования временно вывозимых за пределы РФ выставок произведений искусства, находящихся в государственной собственности музейных предметов. Система страхования государственных коллекций произведений искусств, временно вывозимых за пределы РФ, осуществляется поэтапно (табл. 2). Страхование коллекций произведений искусства и предметов антиквариата на Западе - стандартная процедура. В России большинство частных коллекционеров не желает страховать свои коллекции, чтобы не афишировать их и не привлекать к себе излишнего внимания как проверяющих органов, так и мошенников. По данным страховщиков, в России застраховано не более 10% частных коллекций [7]. По российским законам максимальная страховая сумма, которую может выплатить российская страховая компания, составляет не более 10% от ее собственных средств - это риски, которые страховщик может оставить на собственном удержании. Поэтому страхование дорогостоящих предметов искусства всегда нуждается в перестраховании. В качестве принимающей стороны могут выступать как российские, так и зарубежные перестраховочные компании. У иностранных перестраховщиков опыт такого страхования значительно богаче (по времени) и обширнее (по тематике). Так, синдикат Lloyd’s способен принять на страхование коллекцию картин стоимостью до 100 млн долл. [8]. Главное условие любого страховщика заключается в том, что клиент должен предоставить чек либо экспертную оценку вещи, подтверждающие ее истинную ценность и стоимость. Оценивать предмет искусства должен независимый эксперт. Стоит отметить, что давать заключение о стоимости произведения искусства или антикварной вещи могут только профессиональные эксперты-оценщики с лицензией государственного образца. Некоторые страховые компании работают только с определенными экспертами, выдавая их список желающему застраховать свою коллекцию клиенту. В России единственной компанией, которая проводит комплексную экспертизу и оценку произведений искусства, является "Арт Консалтинг". Ее заключениям доверяют не только все российские страховщики, но и всемирно известная компания Lloyd’s, которая часто выступает по отношению к российским страховым компаниям как перестраховщик [9]. Классические случаи отказа от страхования произведений искусства в мировой практике: - неподтверждение предстраховой экспертизой подлинности объекта, представленного к страхованию; - отсутствие какой-либо экспертизы. Чем больше мер безопасности предпринял владелец коллекции, тем дешевле обойдется ему страховой полис. Самый низкий тариф применяется, если предметы хранятся в сейфе, в охраняемом помещении, оборудованном пожарной сигнализацией или системой пожаротушения. Если коллекция хранится на крайнем этаже здания, с окнами без решеток, тариф будет выше [6]. Тарифы на страхование произведений искусства рассчитываются индивидуально, с учетом всех факторов: от условий хранения коллекции (температурного режима, системы кондиционирования, противопожарной и охранной систем, состояния помещения) до факта наличия табличек "Не курить" на лестничных пролетах в музее [7]. Кроме того, страховая компания может выдвинуть определенные требования к условиям хранения объекта. Страховая сумма при страховании предметов искусства всегда определяется на основании экспертного заключения профессиональных оценщиков, которые со своей стороны стараются учесть все факторы, способные повлиять на цену произведения: - степень сохранности работы; - период ее создания; - условия хранения; - принадлежность к определенным периодам творчества автора; - участие в престижных выставках; - публикации в авторитетных каталогах; - наличие оригинальной подписи и т. д. Проведенный анализ современного состояния российской системы страхования позволил выявить причины ее непопулярности, основными из которых являются следующие. 1. Трудности легализации коллекции и получения владельцами экспертного заключения - бюрократические и фактические, поскольку в России многие предметы приобретались нелегально. 2. Неспособность страхователей, по мнению самих компаний, предоставляющих страховые услуги, обеспечить должные условия хранения коллекций. 3. Чрезмерно жесткие, по мнению страхователей, требования к условиям хранения, выдвигаемые страховщиками. 4. Недостаточная заинтересованность страховщиков, поскольку специфика страхования предметов искусства состоит в огромных лимитах ответственности наряду с низкими ставками страхования. Кроме того, страховщики считают эти сделки невыгодными, поскольку страхователи склонны к завышению стоимости принадлежащих им ценностей. 5. Высокий уровень правонарушений в данной сфере и незащищенность частных коллекционеров от посягательств криминальных элементов. 6. Недостаточная изученность международного опыта в области страхования произведений искусства и возможности его адаптации к современным условиям РФ. 7. Отсутствие унифицированных правил страхования и методологии оценки рисков, а также единой методики расчета страховых тарифов [4]. 8. Отсутствие достаточного количества профессиональных экспертных институтов. В России это привело к тому, что полисы российских компаний по страхованию произведений искусства не принимались западными партнерами в перестрахование из-за недоверия к российским экспертным оценкам. Спрос на данный вид услуг в РФ формируется главным образом за счет отечественных музеев и выставочных комплексов. 9. Склонность профессиональных участников страхового рынка (экспертов, оценщиков, компаний, специализирующихся на перевозках культурных ценностей и пр.) образовывать взаимовыгодные альянсы. Клиента, обратившегося за страхованием, вынуждают пользоваться услугами членов такой группы. При этом услуги, оказываемые в рамках партнерства, дорогостоящие и не всегда качественные. Таким образом, несмотря на активное развитие мирового артрынка, сопровождающееся диверсификацией его инфраструктуры, отмечаемый аналитиками подъем российского рынка произведений искусства происходит пока достаточно хаотично и неуверенно. В условиях современного артрынка России еще не сформировалась цивилизованная система минимизации рисков, возникающих в процессе оборота и использования предметов искусства, призванная защищать интересы его участников. Проблема совершенствования системы страхования отечественного артрынка не может быть решена в одностороннем порядке, поскольку требует принятия комплексных мер со стороны как страхователей, так и страховщиков. Приоритетным направлением совершенствования инфраструктуры российского артрынка и его адаптации к мировым стандартам следует избрать развитие страхования частных собраний произведений искусства. В связи с этим перед отечественными страховщиками формулируется задача: разработать и закрепить специальные правила страхования произведений искусства и унифицировать подходы к формированию страховых тарифов, адекватных условиям российского и требованиям зарубежного артрынка.
Список литературы
1. Гаген А. Предметы искусства остаются выгодной инвестицией. Информационное агентство "Финансовый Юрист". URJL: http://www. fi№a№cial-lawyer.ru/№ewsbox/i№vestme№t/166-528440.html. 2. Мартина К. Д. Артрынок и его привлекательность для инвесторов // Финансовые рынки. 2009. № 19. 3. Стоит ли вкладывать в произведения искусства? URL: http://de№ga.ru/articles /86/3193. 4. Страхование особой группы имущества. Страховая компания "ГУТА-Страхование". URL: http://www.gutai№s.ru/prorerty/art. 5. Страховка для искусства - от чего можно защитить антиквариат или коллекцию. URL: http://rubl.ru/articles/r3/2317_strahovka-dlya-iskusstva-ot-chego-mozh№o-zaschitit-a№tikvariat-ili-kollekciyu.html. 6. Суворов Н. Специфика художественной галереи // Справочник художника, графика, дизайнера. 2007. № 3. 7. Суворова А. Изобразительное искусство и особенности его позиционирования на современном артрынке России // Коммерческая успешность как результат эффективного продвижения художественного продукта. 2009. № 7. 8. Уроки двенадцати стульев. Банк "Новый символ". URL: http://www.№ewsymbol.ru. 9. Фатеева Н.А. Особенности становления артрынка в современных условиях: социологический анализ // Философия и культурология. 2008. № 5.
Н.О.СТАРКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: №.starkova@mail.ru Кубанский государственный университет В. Н. САМУСЬ, экономист финансового отдела E-mail: sviktoriya@ya№dex.ru ООО "Краснодар Водоканал"
Вся пресса за 31 октября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование имущества
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|